С каждым годом через морские порты проходит все больше грузов. Это основной способ экспорта товаров из России. Чтобы железной дороге не ограничивать темпы роста международной торговли, нужно улучшить инфраструктуру: построить новые пути, сортировочные станции и другие объекты инфраструктуры.
Если железнодорожные подъезды к портам не расширять, то это будет способствовать появлению так называемых узких мест. Они образуются, когда количество отправляемых грузов превышает пропускные способности железной дороги. Это может снизить экономический рост и создать проблемы потребителям и производителям экспортных товаров.
Первыми в модернизации участвуют подходы к портам Северо-Запада и Юга — главные торговые ворота страны, через которые проходят нефть, уголь, металлы, зерно и многие другие грузы.
Через северные порты — Санкт-Петербург, Калининград, Усть-Луга, Высоцк, Приморск — российские нефтепродукты, минеральные удобрения и металлы попадают в Европу. Если обновить инфраструктуру подъездов к ним, то за меньшие сроки поезда перевезут больше грузов.
Например составы с углем из Кузбасса по дороге на северо-запад останавливались для смены локомотива. Из Кузбасса вагоны тянул электровоз, но путь к Усть-Луге, крупнейшему порту на Балтике, был предназначен только для тепловозов. Поэтому грузы простаивали на станции Гатчина.
В 2017 году была завершена электрификация ближайших к порту станций. Теперь составы из Кузбасса приходят в Усть-Лугу всего за четыре дня вместо восьми. Весь маршрут поезда проходят на электротяге.
Эксплуатация электровозов обходится дешевле тепловоза, который работает на дизельном двигателе. В последнем слишком много подвижных деталей, которым нужно частое техническое обслуживание, и поэтому ломается он чаще, чем электровоз.
В целом через железнодорожную сеть к портам Северо-Запада будет перевозиться 165,7 млн т к 2025 году.
В 2015–2017 гг. в рамках проектов развития подходов к портам Северо-Запада:
Модернизация железных дорог позволяет планировать развитие портов. В Усть-Луге в ближайшие годы планируют построить новый терминал для перевалки и переработки зерна, а, возможно, и пищевых продуктов. Сейчас в регионе нет ни одного терминала, предназначенного специально для зерновых культур, хотя их урожайность в России растет. Новый терминал поможет нарастить объемы экспорта. Еще через него может проходить часть товара, который сейчас обрабатывают порты других стран Балтии. Терминалы будут обновлять и в других портах Северо-Запада.
В портах Азово-Черноморского региона обрабатывается основная часть экспортного зерна и металла в России. Подходы к ним необходимо улучшить как можно скорее — в Тамани уже строят новый порт, а в Новороссийске расширяют существующий. После завершения этих проектов грузопоток в этом направлении вырастет вдвое.
Проблема в том, что сейчас часть грузов перевозят по тем же путям, что и пассажиров. Например, много товарных составов проходят через Краснодар. Это порождает и автомобильные, и железнодорожные заторы. Чтобы пустить грузовое движение в обход города, реконструируют участок им. Максима Горького (Котельниково — Тихорецкая — Крымская). Новый участок будет пересекаться с автомобильными дорогами, но поезда и машины не помешают друг другу: они поедут по разным мостам и путепроводам. Строительные работы уже почти завершены, запущено рабочее движение поездов.
За первое полугодие 2018 года:
Другой сложный момент — электрификация железнодорожной сети на Таманском полуострове. Сейчас по участку от станции Крымская до портов Кавказ и Темрюк курсируют более затратные тепловозы. Местная электросеть не поставляет нужный объем энергии, поэтому просто построить станции не получится. РЖД совместно с энергетиками прорабатывают возможности обеспечения необходимых мощностей.
К завершению проекта на всех железных дорогах Таманского полуострова не только исчезнут тепловозы, но и появятся дополнительные пути, которые часто укладывают современным бесстыковым способом. Стыки между рельсами в таких путях встречаются в несколько раз реже. Это уменьшает износ поездов, которые меньше подвергаются ударам. За счет этого повышается и скорость состава.
Для бесперебойной работы новых железных дорог и станций требуется еще много вложений в оборудование и инфраструктуру — от стрелок, переводящих составы с одного пути на другой, до мест отдыха для бригад локомотивов. Но есть и менее затратные методы.
Пропускную способность помогают увеличить технологические решения. Например в 2017 году в Новороссийске заработала система, автоматически составляющая план, по которому грузы с поездов доставляются в порт. У РЖД и порта уже были автоматизированные системы, которым только надо было помочь взаимодействовать. Новый сервис позволил более равномерно использовать терминалы, увеличить количество вагонов в порту и скорость их разгрузки.
За счет всех мер к 2020 году объем грузоперевозок по железной дороге к портам Юга должен увеличиться до 125 млн тонн.
Масштабная модернизация подходов к портам должна окупиться в течение 10–14 лет. Новая инфраструктура поможет росту экспорта и сократит затраты на обслуживание дорог. Она повысит качество жизни на прилегающих территориях и создаст новые возможности для экономического роста в масштабе всей страны.