Строительство Северного
широтного хода

На Ямале добывается 80% от всего российского газа и 13% — от нефти. Пока освоена лишь малая часть месторождений. А для дальнейшей разработки сеть железных дорог развита недостаточно. Два пути на западе и востоке региона — Северная и Свердловская дороги — не связаны. Это затрудняет добычу природных ресурсов в его центре и не позволяет осваивать новые месторождения: доставка и отправка грузов требует много затрат и времени.

Северный широтный ход соединит железные дороги. Так добыча газа и нефти существенно увеличится не только на Ямале, но и на соседнем Урале, которому сейчас не хватает связей с транспортной сетью страны. К тому же новая магистраль откроет регионам выход к портам Арктики для экспорта сырья.

Почему для экспорта сырья необходима железная дорога

Из-за отсутствия развитой транспортной инфраструктуры переправлять грузы через Ямал приходится либо по бездорожью, либо по воздуху. Это долго и дорого, что сказывается на стоимости местной продукции, в том числе сырья. Чтобы торговать было выгодно, надо и улучшать инфраструктуру, и увеличивать объем производства.

Покупателей сырья уже становится больше — открыт экспорт сжиженного природного газа с Ямала, где в 2018 году запустился завод по его производству. Технология позволяет перевести газ в жидкое состояние, так он занимает меньше места, его удобно хранить и перевозить.

Теперь дело за быстрой транспортировкой сжиженного газа к Северному морскому пути — перспективному маршруту экспорта российских товаров. Туда ведет Северная железная дорога, с которой соединится Северный широтный ход.

Новая магистраль повлияет не только на развитие Ямала. Она соединит Северную железную дорогу со Свердловской, причем будет проходить рядом с крупными месторождениями нефти и газа на севере Урала. Перевозка сырья оттуда в порты Арктики — Белого, Баренцева и Карского морей — станет дешевле и быстрее.

Предприятия Уральского промышленного кластера смогут использовать новый участок для доступа к инфраструктуре всей страны. Многим производителям Западной Сибири станет удобнее перевозить грузы в порты Арктики.

Как построят Северный широтный ход

Первый объект Северного широтного хода уже построен — это мост через реку Надым. До 2015 года его заменяла понтонная переправа, мост на плавучих опорах. Из-за погодных условий переправу часто затапливало, ее закрывали, а грузы и людей приходилось перевозить на вертолетах. Причем это был единственный способ связи между городом Надымом, находящимся на полуострове, и материковой частью. Сейчас работает автомобильная часть моста, а железную дорогу проложат в рамках строительства Северного широтного хода.

Еще один мост пройдет через реку Обь. Он свяжет города Лабытнанги и Салехард, между которыми сейчас переправляются на паромах и по льду. В межсезонье помогает только вертолет. Железнодорожная переправа через реку откроет путь из Ямала к станции Обская — от нее поезда отправятся в арктические порты.

Иллюстрация. Мост

Мост через Обь — один из самых сложных участков проекта. Сейчас специалисты изучают дно реки: у Оби существует подземное русло, которое может помешать при строительстве (например, затопить объекты, если их неправильно установить). Мост будет возведен недалеко от устья реки, где она наиболее полноводна, что тоже затрудняет строительство.

Еще один участок, который надо возвести с нуля, — железнодорожная линия из Салехарда (туда приведет мост через Обь) в Надым. Сотни километров путей придется прокладывать в сложных заполярных условиях. Вечная мерзлота требует особенно тщательного планирования: если не укрепить грунт, лед начнет оттаивать. Дорога будет проседать, требовать постоянного ремонта и станет небезопасной для движения поездов.

Такие условия требуют модернизации и существующих участков Северного широтного хода. Кроме их укрепления, в недостающих местах будут построены дополнительные пути. Это позволит перевозить больше грузов.

Строительство Северного широтного хода будет осложняться зимой: температура доходит до —50 °С, в таких условиях ни люди, ни техника не могут работать долго. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшую протяженность Северного широтного хода (в десятки раз меньше БАМа и Транссиба), это одна из самых сложных строек в России.

С государством затраты на Северный широтный ход разделят частные компании. Это первая российская железная дорога, которая будет построена на условиях концессии (государственно-частного партнерства). Взамен инвесторы смогут использовать построенные объекты, получая доход.

Объединение Арктики, Западной Сибири и Урала

Параллельно со строительством Северного широтного хода рассматривается возможность прокладки железнодорожной ветки до порта Сабетта. Это одна из самых перспективных точек развития Северного морского пути, через которую экспортируется сжиженный природный газ. По завершении проекта Сабетта превратится в многофункциональный порт: через него будут экспортироваться различные грузы из регионов, которые свяжет Северный широтный ход.

Помимо развития Северного морского пути, новая магистраль улучшит транспортное сообщение по всей России. Благодаря новым связям между регионами получится разгрузить Транссиб, перенаправив товары и сырье.

Благодаря Северному широтному ходу Арктика, Западная Сибирь и Урал будут объединены железными дорогами. Это ускорит добычу природных ресурсов, которыми богаты территории, и создаст возможности для развития промышленности. А у самих регионов и их жителей появится больше связей со всей страной.