Высокоскоростная магистраль «Москва-Казань»

Отсутствие высокоскоростных магистралей (ВСМ) сегодня сдерживает развитие регионов. Их жители ограничены в выборе мест работы и развлечений, возможностях развития бизнеса, доступе к социальным объектам. Чтобы решить эту проблему, до 2030 года в России планируют построить несколько линий ВСМ. Реализация этих проектов повлияет на жизнь более 100 млн человек. Первым станет проект ВСМ «Москва — Казань», который сократит путь между городами до 3,5 часа.

В 4 раза
быстрее, чем сейчас, будет путешествие Москва—Казань
790 км
составит протяжённость ВСМ Москва-Казань
14 часов
в среднем требуется сегодня, чтобы доехать из Москвы в Казань на поезде

Еще в 2009 году стали обсуждать высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью. Сегодня наряду с маршрутами Москва — Нижний Новгород и Москва — Санкт-Петербург это одно из самых популярных для поездок бизнес-пассажиров. Однако если между этими городами курсируют скоростные «Сапсаны», «Стрижи» и «Ласточки», то из Москвы в Казань ходят обычные поезда.

Новая дорога

Уже готово технико-экономическое обоснование ВСМ и разработана финансовая модель проекта, завершается проектирование новой трассы. После утверждения инфраструктурного плана начнется подготовка к первому этапу строительства Железнодорожный (Московская область) — Гороховец (Владимирская область).

Это первая высокоскоростная магистраль, которая будет построена на условиях государственно-частного партнерства. После реализации проекта государству и бизнесу будет легче сотрудничать в области ВСМ — появятся стандарты и правовая база. В финансировании проекта готовы принять участие китайские компании, консорциум «Немецкая инициатива» — объединение крупных предприятий, в числе которых Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие.

ВСМ «Москва — Казань» проектируют так, чтобы не мешать движению автотранспорта. Почти одна треть пути пройдет по мостам и эстакадам — это позволит избежать пробок на железнодорожных переездах. Специальные переходы и шумовые барьеры помогут не мешать жителям расположенных рядом с трассой населенных пунктов, а в природных зонах будут предусмотрены также и специальные переходы для животных.

По пути следования высокоскоростного поезда планируется 16 остановок через каждые 50–70 км. Трасса объединит 7 субъектов РФ:

  • Москва
  • Московская область
  • Владимирская область
  • Нижегородская область
  • Чувашская Республика
  • Республика Марий Эл
  • Республика Татарстан

Жители некоторых из этих регионов уже оценили внедрение скоростных поездов. На маршруте Москва — Нижний Новгород, где курсируют «Стрижи» и «Ласточки», только за 2017 год число пассажиров выросло на 10%. РЖД прогнозирует увеличение пассажиропотока на направлении Москва — Казань благодаря скорости и удобству поездки.

До 400 км/ч
разовьют скорость поезда на ВСМ Москва — Казань
До 200 км/ч
скорость «Стрижа» на маршруте Москва — Нижний Новгород
250 км/ч
максимальная скорость «Сапсана» на маршруте Москва — Санкт-Петербург
До 160 км/ч
скорость «Ласточки» на маршруте Москва — Нижний Новгород

Сейчас деловые путешественники часто выкупают все купе, чтобы спокойно поработать. На ВСМ «Москва — Казань» они смогут выбрать бизнес-класс обслуживания. Также предусмотрены туристический, экономический и первый классы. Жителям разных регионов станет проще ездить на работу в другие города и каждый вечер возвращаться домой.

Прогноз роста ВРП в регионах на пути ВСМ Москва—Казань за первые 10 лет работы трассы:

В Нижегородской области
На
76
%
во Владимирской области
На
58
%
в Чувашии
На
28
%
в Татарстане
На
27
%

*один из главных показателей успешности экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования

Развитие регионов

Высокоскоростные магистрали и их станции положительно влияют на прилегающие территории. Это доказывает международный опыт. После того как станция «Манчестер-Пикадилли» в Великобритании была перестроена в транспортно-пересадочный узел ВСМ, стоимость недвижимости вокруг нее выросла на 33%. Это привлекло новых инвесторов, вложивших в регион более 160 млн евро. А в японском городе Какэгава после открытия станции ВСМ за первые четыре года занятость населения увеличилась на 8%. Объем местного производства вырос на 37%.

За 56 минут
можно будет доехать от Москвы до Владимира
2 часа
составит путь от Москвы до Нижнего Новгорода
1.5 часа
займёт поездка по маршруту Нижний Новгород — Казань

Создание подобных хабов — приоритетная задача проекта ВСМ «Москва — Казань». Чтобы стимулировать социально-экономический рост регионов, вокруг станций ВСМ будут созданы различные кластеры: общественно-деловые, гостиничные, научно-производственные, промышленно-логистические и другие.

Новая трасса Москва—Казань это:

  • Мобильность жителей
  • Удобные путешествия
  • Новые рабочие места и предприятия
  • Рост темпов строительства жилья и цен на существующую недвижимость
  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов

Это значит, что существующие агломерации расширятся, а на пути следования трассы появятся новые урбанизированные районы. У жителей появятся новые потребности и возможность приобрести нужные услуги и товары. Благодаря строительству трассы совокупный прирост внутреннего регионального продукта (ВРП*) за первые десять лет может составить более 9,3 трлн рублей.

Более 370000
рабочих мест планируется создать на этапе строительства трассы
7.2 трлн рублей
составит совокупный прирост ВВП за счёт тесного взаимодействия между регионами
2300 км
пройдут по территории России
9500 км
протяжённость «Евразии»

Влияние на страну

Чем больше в России высокоскоростных магистралей, тем крепче связи между регионами: люди легко перемещаются вслед за нужными услугами и товарами, повышается деловая активность жителей, открываются новые возможности для крупного бизнеса.

Еще одна возможность ускорить рост страны — включиться в глобальный инфраструктурный проект. ВСМ «Москва — Казань» может стать частью высокоскоростной магистрали «Евразия», которая соединит Европу и Китай.

Этот проект — один из крупнейших в мире, по масштабам его можно сравнить с Панамским и Суэцким каналами. Будущая магистраль объединит весь континент и откроет новые возможности для бизнеса, в частности в области транзита контейнерных перевозок. Российская часть пути при реализации этого проекта будет иметь ключевое значение.

Магистраль объединит 50 000 км транспортных систем России, Азии и Европейского союза